Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Frog3

Геймер BrassDragoon 16

113

Тролли сквозь века - вчера, сегодня, завтра

Нет - наш разговор не пойдет сегодня об экзальтированных людях неопределенного возраста, получающих удовольствие от создания напряженности в интернет-сообществах и игры на противоположностях. Наш разговор вообще никуда не пойдет, а останется здесь, прямо на этой странице.

Итак, тролли. На протяжении тысячелетий истории человечество силой собственного воображения, крепких напитков и препаратов, изменяющих сознание, выдумало превеликое множество разномастных существ, тайно обитающих в известном нам мире. Разумные и не очень, существа эти переполняли сумеречные леса, бескрайние равнины и далекие горы. Они даже в воде ползали. Некоторые из них давно исчезли и даже имена их позабыты, другие живы как никогда. Тролли, одни из тех немногих, кто сквозь века добрался до наших дней.

Тролли сквозь века - вчера, сегодня, завтра
Обо всем - Тролли сквозь века - вчера, сегодня, завтраТролли сквозь века - вчера, сегодня, завтра

Как же так? Что помогло этим невзрачным обитателям гор из скандинавской мифологии так прочно обосноваться в этом мире? Игры, утверждает современная криптозоология. Игры и символы.

Символы.
Они окружают нас. Они поучают нас. Они напоминают. Без символов вся история человечества обратилась бы в беспорядочную череду событий. Вещи должны символизировать.

Первый уровень. Духи.

Тролли изначально - жутковатые человекоподобные существа в мифологии стран Скандинавии. Вероятнее всего, слово происходит от староисландского "trolla", что означает "магия". Абсолютно родственные славянским лешим, германским нибелунгам и гибберлингам, капским карлам, гномам и английским фэйри - они, по сути, были одним и тем же символом сил природы и лишь стараниями писателей-сказочников позднего времени были несправедливо разделены на фэнтези-расы.

Тролли сквозь века - вчера, сегодня, завтра
Обо всем - Тролли сквозь века - вчера, сегодня, завтраТролли сквозь века - вчера, сегодня, завтра

Самые ранние игры с участием троллей проходили на открытом воздухе. Причем, в отличие от наших дней, для участия в них совсем не требовался алюминиевый меч, палатка и недельный запас алкоголя.

Правила были предельно просты. Встретив на лесной тропинке или в горах незнакомца, первым делом нужно было хорошенько к нему приглядеться. Тролля легко опознать по внешнему виду - это либо очень красивый, либо невероятно уродливый человек. Либо и то и другое разом. Тролли не бывают "обычными".

Затем, если вы все же не признали в незнакомце сказочное существо, следовало вежливо поздороваться и мило поболтать с ним. Тролли, как правило, говорят короткими рублеными фразами, избегая лишних эпитетов. На "добрый день" отвечают "день", на "добрый вечер" просто - "вечер", по всей видимости стараясь избегать слова "добрый". Вот, собственно, и вся игра. Незамысловато, но детективы во все времена пользуются популярностью. Символизм игры был прост и понятен - будьте взаимовежливы и следите за тем, что говорите.

Изобретателями второй игры про троллей были дети. Они взяли за основу древнюю сказку о трех козлах, что матери рассказывали им на ночь, и отыгрывали ее. Один из детей назначался троллем, остальные - овцами (как часто такое случается и в наши дни). Тролль прятался под мостом, а овцы должны были перебежать на другой берег так, чтобы он их не поймал. Символизм игры был в том, что под мостами часто живут люди без определенного рода занятий, представляющие некоторую опасность для маленьких детей.

Тролли сквозь века - вчера, сегодня, завтра
Обо всем - Тролли сквозь века - вчера, сегодня, завтраТролли сквозь века - вчера, сегодня, завтра

Последующие сотни лет две эти игры про троллей одолели практически без изменений и успешно дожили до наших дней, то тут то там нежданно всплывая в генетической памяти народов.

Заря двадцатого века ознаменовала начало новой эпохи для троллей. Сказки Туве Янссон и Эльзы Беско очеловечили образ тролля, сделав его наивным и милым существом. Однако брутальная человеконенавистническая эпопея про ходоков с кольцом, написанная одним никому не известным британским ученым-филологом, перевесила обаяние женских историй и сделала троллей такими, какими они известны нам сейчас.

Я не буду вам рассказывать о детских играх про мумми, троллей и маленьких русалок, которые с ними дружат, потому что боюсь расплакаться.

Итак, образ был создан - и он требовал воплощения. И оно не заставило себя ждать.

Тролли сквозь века - вчера, сегодня, завтра
Обо всем - Тролли сквозь века - вчера, сегодня, завтраТролли сквозь века - вчера, сегодня, завтра

Второй уровень. Пожиратели камней.

Настольная игра с ручками и карандашами, известная под незатейливой аббревиатурой D&D представила троллей, как жестоких, полуразумных существ. Желудок тролля мог переварить практически все, включая железо и камень. Тощие и громадные зеленокожие твари стали главными обитателями подземелий, в силе уступая лишь гигантам навроде мантикор и драконов. Основной чертой, делавшей их столь опасными, была невероятная способность к регенерации. Любые раны, кроме нанесенных огнем и кислотой, заживали на чудовищах с невероятной скоростью. Эту невероятную способность троллей впервые описал Пол Андерсон в романе "Три сердца и три льва", но мы сейчас не об этом. Так вот, если лишенная огня и кислоты в каком бы то ни было виде партия сталкивалась в пещере с троллем лицом к лицу, вариант действия был лишь один - бежать. Проблема была в том, что игроки, уверенные в собственных силах, не всегда это делали. Вместо этого они пытались изранить тролля почти в ноль или оглушить его. Подобная самоубийственная тактика закидывания тролля камнями, копьями и стрелами, годными тому лишь в пищу, называлась "кормлением" (как часто подобное происходит и в наши дни). Здесь тролли символизировали собой народы диких и полуразумных стран Карибского бассейна и Центральной Америки, жадных до гуманитарной помощи и яростно тянувшихся в социалистическое будущее. А значит, они должны были быть истреблены вместе с орками, красными драконами и прочими чудовищами карлы Маркса.

Годы шли. Компьютеры перестали занимать целую комнату и постепенно начали проникать в жизнь простых людей. Первой звездочкой на небосклоне игр про троллей стала незабвенная Rogue. Тролли в ней были малоотличимы от собратьев из D&D, они были зверски сильны, отличались сногсшибательным запасом здоровья и относительной медлительностью. Вот точная репродукция тролля из игры:

Т

Видите, какой он свирепый. Как бугрятся его мышцы, а рев сотрясает своды пещеры. Тролль в Rogue символизировал простой факт - любое путешествие рано или поздно заканчивается и для этого совсем не обязательно встречать дракона.

В общем и целом, компьютерный игрострой восьмидесятых не был откровением для троллей. От Zorg'a до Bard's Tale ничего не менялось. Из игры в игру путешествовали зеленокожие гиганты, думающие лишь о том, кого бы - как это говорят французы - сожрать.

Вселенная варгейма Молот Войны не принесла для троллей никаких изменений. Огромных и страшных, их наделили лишь возможностью извергать на врагов желудочный сок, который еще со времен первой редакции D&D был способен растворять доспехи. Как и во многих других вселенных, зеленокожие гиганты Warhammer дружат с орками и гоблинами, вновь уступая им в сообразительности.

Тролли сквозь века - вчера, сегодня, завтра
Обо всем - Тролли сквозь века - вчера, сегодня, завтраТролли сквозь века - вчера, сегодня, завтра

Тролли сквозь века - вчера, сегодня, завтра
Обо всем - Тролли сквозь века - вчера, сегодня, завтраТролли сквозь века - вчера, сегодня, завтра

Следующее воплощение троллей было не совсем обычным. Вселенная Shadowrun являла собой дичайшую смесь киберпанка и фэнтези. Тролли здесь - глуповатые громилы, превосходящие силой людей, орков и эльфов, но уступающие им в интеллектуальном плане. Кроме того, что здесь они носили огнестрельное оружие, данное воплощение мало отличается от классического фентезийного, формировавшего общее течение в восьмидесятых годах. Особенный символизм в образе киберпанковского тролля отсутствует, в первой редакции играть за них было нельзя и они были введены, скорее всего, для общего антуража и возможности противопоставить партии приключенцев трехметрового гиганта с авиационной пушкой наперевес. Но очень скоро все переменилось.

Третий уровень. Рухнувшая Берлинская стена.

В конце восьмидесятых - начале девяностых занавесы падали не только в Европе. На волне всеобщего безобразия на глазах менялась фауна сказочных миров. Уходили навсегда драконы, превращаясь практически в огнедышащих животных, басилиски прятались в бездонные норы, а зеленокожая орда уже не казалась чем-то пугающим и неведомым.

Первой ступенью перерождения троллей стала вселенная Earthdawn. Тролли в ней предстали, как благородная, горделивая раса. Здесь они были похожи на людей, но чуть выше, более мускулисты, волосаты и увенчаны рогами. Женщины-тролли ослепительно прекрасны, у них заметно меньше волос, но есть рожки и хвостик. Здесь у игроков впервые появилась возможность стать троллем, а не только сражаться с ним. Ведь Кастро, если задуматься, не такой уж плохой парень.

В девяностых все чаще тролли в компьютерных играх появляются не как враги, но как возможные союзники. Их чудовищный облик и грозный вид смягчается

Как уже было сказано, вся разномастная орда чудовищ начала становиться ближе и понятнее цивилизованному человеку. Ведь, если задуматься, они очень похожи на нас. Тоже строят фермы и казармы… О чем это я? Ах да.

Тролли сквозь века - вчера, сегодня, завтра
Обо всем - Тролли сквозь века - вчера, сегодня, завтраТролли сквозь века - вчера, сегодня, завтра

Тролли в варкрафтик явились совершенно неожиданно, внезапно и резко преобразив весь образ. Впервые обнаружив себя во второй части как базовый стрелковый юнит Орды, они плавно и ненавязчиво заняли свое место на пьедестале эталонного тролля наших дней.

Итак, эталонный тролль, кто же он? Поджарый дикарь, осторожный и разумный. Любит метательные топоры, копья и магию Вуду. Он легко приспосабливается к окружению - будь то зеленокожий Forest Troll, бледно-голубой Ice Troll или серокожий Shadow Troll. Некоторые особи весьма мускулисты, другие тонкие как щепка - все, меж тем, отличаются большим ростом. Когда-то они входили в Орду, сражаясь с ненавистными High Elves. Но, после поражения во второй войне, покинули орков, оставив их без сигар и кубинского рома.

Как нетрудно догадаться, лесные и ледяные тролли говорят с ярко выраженным испанским акцентом, в то время как говор теневых отдает ямайским. Тем самым игра свято следует символизму Dungeons&Dragons и лениво открещивается от Warhammer-вселенной.

Кто-то скажет, что нынешние тролли измельчали и давно уже не те внушающие ужас громадины, что были раньше. Возможно. Но эволюция никогда не стоит на месте.

Что же ждет нас в будущем? Сказать очень сложно. Станут ли тролли совершенно неотличимы от людей или продолжат свой путь вниз и станут иконой всего милого и пушистого?

На эти вопросы ответ может дать лишь время и внешнеполитические события.

Тролли сквозь века - вчера, сегодня, завтра
Обо всем - Тролли сквозь века - вчера, сегодня, завтраТролли сквозь века - вчера, сегодня, завтра

113
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

25 комментариев к «Тролли сквозь века - вчера, сегодня, завтра»

    Загружается
Чат